Спецификой капитального ремонта трансформатора в общем случае является минимальный объем его разборки, в ряде вариантов приближающийся к нулю. При этом основой капитального ремонта является проверка крепления обмоток в осевом направлении: как показано, динамическая стойкость обмоток при сквозных КЗ, в конечном счете определяющая надежность и срок службы трансформатора, в значительной мере определяется прочностью сжатия обмоток; в то же время существующие конструкции прессовки недостаточно совершенны обмоток трансформатора.
Вторая из основных работ капитального ремонта трансформатора — это очистка активной части и бака от загрязнений, образующихся в результате старения масла, а также загрязнений, оставленных заводом-изготовителем. Эти загрязнения представляют опасность, в первую очередь, из-за возможного ухудшения условий охлаждения активной части.
Третья из работ капитального ремонта — это проверка состояния магнитопровода для исключения замыкания отдельных листов, приводящего к повышенному нагреву стали, а также внешний осмотр изоляции обмоток для выявления ее старения или видимых дефектов.
Типовой капитальный ремонт, т. е. ремонт без модернизации и без устранения крупных дефектов трансформатора, не предусматривает разборки активной части и демонтажа обмоток. Если требуется ремонт трансформатора с разборкой активной части, то такой ремонт выполняется по особым технологическим инструкциям и указаниям.
Если, как это бывает чаще всего, капитальный ремонт трансформатора производится не на месте его установки, то предварительно осуществляются демонтажные работы: отсоединение ошиновки, цепей вторичной коммутации, демонтаж систем пожаротушения и охлаждения, в необходимых случаях — снятие расширителя, вводов, слив масла (полный пли частичный) и, если требуется, замена крышки бака на специальную транспортную для уменьшения высоты трансформатора в транспортном положении. Далее трансформатор транспортируется на ремонтную площадку (в пределах станции, подстанции) или на ремонтную базу.