Комплектные трансформаторные подстанции КТП
Паспорт Техническое описание и инструкция по эксплуатации
Содержание
Введение
ВВЕДЕНИЕ
Таблица 1
Наименование параметра |
Значение параметра |
|||||||||||||||
1. Мощность силового трансформатора, кВА |
Однотрансформаторные подстанции |
Двухтрансформаторные подстанции |
||||||||||||||
25 |
40 |
63 |
100 |
160 |
250 |
400 |
630 |
2х 100 |
2х 160 |
2х 250 |
2х 400 |
2х 630 |
||||
2. Номинальное напряжение на стороне ВН, кВ |
10(6) |
|||||||||||||||
3. Номинальное напряжение на стороне НН, кВ |
0,4 (0,23) |
|||||||||||||||
4. Номинальный ток плавких вставок предохранителей ВН, А |
5 |
8 |
10 |
16 |
20 |
31,5 |
50 |
80 |
16 |
20 |
31,5 |
50 |
80 |
|||
5. Номинальный ток трансформатора, А |
36 |
58 |
91 |
144 |
231 |
362 |
578 |
910 |
2х144 |
2х231 |
2х362 |
2х578 |
2х910 |
|||
6. Коэффициент трансформации трансформатора тока |
40/4 |
75/5 |
100/5 |
150/5 |
300/5 |
600/5 |
800/5 |
1000/5 |
150/5 |
300/5 |
600/5 |
800/5 |
1000/5 |
|||
7. Номинальный ток отходящих линий, А (см. примечание) |
Линия 1 |
16 |
25 |
40 |
100 |
100 |
100 |
100 |
250 |
2х 100 |
2х 100 |
2х 100 |
2х 100 |
2х 250 |
||
Линия 2 |
16 |
25 |
40 |
100 |
100 |
100 |
200 |
250 |
2х 100 |
2х 100 |
2х 100 |
2х 100 |
2х 250 |
|||
Линия 3 |
25 |
40 |
63 |
160 |
160 |
200 |
200 |
250 |
2х 160 |
2х 160 |
2х 200 |
2х 200 |
2х 250 |
|||
Линия 4 |
- |
- |
- |
- |
200 |
200 |
250 |
250 |
- |
2х 200 |
2х 200 |
2х 250 |
2х 250 |
|||
Линия 5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
250 |
250 |
- |
- |
- |
2х 250 |
2х 250 |
|||
8. Номинальный ток линии ул. освещения, А |
16 |
|||||||||||||||
Примечание: по заявке потребителей возможны иные варианты установки коммутирующих аппаратов отходящих линий по типам, количеству и номинальному току.
Таблица 2
Обозначение КТП |
Длинна, не более, мм |
Ширина, не более, мм |
Высота, не более, мм |
Масса, не более, мм |
КТП ПВ 100…630-10(6)/0,4-УХЛ1 |
3000 |
2100 |
4100 |
1400 |
КТП ТВ 100…630-10(6)/0,4-УХЛ1 |
1960 |
2100 |
4100 |
1150 |
КТП ПК 100…630-10(6)/0,4-УХЛ1 |
3200 |
2100 |
2400 |
1350 |
КТП ТК 100…630-10(6)/0,4-УХЛ1 |
2900 |
2100 |
2400 |
1050 |
2КТП ПВ 100…630-10(6)/0,4-УХЛ1 |
3200 |
5000 |
4100 |
2850 |
2КТП ПК 100…630-10(6)/0,4-УХЛ1 |
3200 |
5000 |
2400 |
2680 |
КТПу ТВ(К) 25…250-10(6)/0,4-УХЛ1 |
2700 |
1500 |
4300 |
800 |
Настоящее руководство по эксплуатации распространяется на следующие комплектные трансформаторные подстанции (далее КТП):
Предприятие-изготовитель постоянно работает над совершенствованием продукции с целью повышения ее надежности и улучшения условий эксплуатации; при этом в конструкцию могут быть внесены изменения, не отраженные в настоящем руководстве.
К эксплуатации КТП допускается электротехнический персонал, изучивший настоящий паспорт, прошедший аттестацию и проверку знаний требований безопасности, имеющий группу по электробезопасности не ниже 4 (подтвержденную удостоверением).
1. НАЗНАЧЕНИЕ
1.1 Комплектная трансформаторная (двухтрансформаторная) подстанция проходного (тупикового) типа (далее-КТП) наружной установки мощностью 100…630 кВА (по заказу возможно изготовление КТП мощностью 25,40,63 кВА), напряжением 10(6)/0,4(0,23) кВ, с кабельным или воздушным вводом на стороне высшего напряжения (далее-ВН), с кабельным или воздушным выводом на стороне низшего напряжения (далее-НН). КТП предназначена для приема электроэнергии (переменного трехфазного тока промышленной частоты) напряжением 10(6) кВ, преобразования ее в электроэнергию напряжением 0,4(0,23) кВ и снабжения ею потребителей.
КТП применяется для электроснабжения промышленных, сельскохозяйственных коммунальных объектов в кольцевых или радиальных схемах распределительных сетей.
1.2. Нормальными условиями работы КТП являются:
- высота над уровнем моря – не более 1000 м;
- нижнее значение рабочей температуры воздуха – минус 45°С;
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ
2.1 Основные параметры КТП приведены в табл 1.
2.2 Габаритные размеры и масса КТП приведены в табл 2.
2.3 Схемы электрические принципиальные приведены на рис 1…4, схема соединений учета электроэнергии на рис 16.
2.4 Величина сопротивления изоляции на стороне низшего напряжения относительно корпуса не мене 0,5 МОм.
2.5 Величина сопротивления изоляции на стороне высшего напряжения относительно корпуса и других заземленных полюсов - не мене 1000 МОм.
2.6 Номинальный ток шинного моста отсека ВН – 400А, основных шин отсека НН – 1000А.
2.7 Ток электродинамической стойкости шин отсека ВН – 51 кА, ток термической стойкости шин отсека ВН – 20 кА; для КТП у ток электродинамической стойкости шин отсека ВН – 16 кА ток термической стойкости шин отсека ВН – 6,3 кА.
3. УСТРОЙСТВО КТП
3.1 Однотрансформаторная КТП состоит из отсеков:
- высоковольтного отсека (ВН);
- отсека силового трансформатора;
- низковольтного отсека (НН).
3.2 В высоковольтном отсеке КТП установлено следующее оборудование:
3.2.1 КТП проходного типа: выключатели нагрузки; разъединитель; предохранители; вентильные разрядники (ограничители перенапряжения).
3.2.2 КТП тупикового типа: предохранители; вентильные разрядники (ограничители перенапряжения), разъединитель (только для КТП с кабельным выводом мощностью до 400 кВА)
3.3 Отсек силового трансформатора допускает установку масляного трансформатора типа ТМ, мощностью до 630 кВА включительно по ГОСТ 12022.
3.4 Низковольтный отсек выполнен в виде щита и имеет следующее оборудование: вводной разъединитель (автоматический выключатель); автоматические выключатели (рубильники с предохранителями) отходящих линий; панель учета электроэнергии и контроля напряжения на шинах 0,4 кВ; автомат включения уличного освещения; разрядники (ограничители перенапряжения) НН.
3.5 Двухтрансформаторные КТП выполнены в двух раздельных корпусах. Конструкция каждого корпуса аналогична конструкции корпуса однотрансформаторной подстанции и отличается от нее наличием в отсеке НН секционирующего разъединителя. Корпуса КТП соединены шинными коробами (для обеспечения секционирования по ВН и НН сторонам)
4.УКАЗАНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ
4.1 Монтаж, обслуживание и эксплуатация КТП должны производиться в строгом соответствии с Правилами устройства электроустановок (далее - ПЭУ), Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей, при соблюдении Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок, а так же требованиями, изложенными в настоящем руководстве.
4.2 Для предотвращения случайных ошибочных действий персонала при замене предохранителей на стороне ВН и входе в трансформаторный отсек КТП оборудована механической (ключевой) оперативной блокировкой.
4.3 Двери КТП оборудованы механическими замками. Имеется возможность дополнительной установки навесных замков на все двери КТП.
4.4 При эксплуатации КТП все двери должны быть закрыты на замки.
4.5 Во время работы КТП допускается открывать двери отсека 0,4 кВ и дверку панели учета.
5.ПОРЯДОК УСТАНОВКИ
5.1 Подъем КТП при погрузочно-разгрузочных работах и установке на фундаменте производить без силового трансформатора за 4 строповочные проушины на корпусе КТП.
5.2 Установка КТП производится в соответствии с Типовыми проектами «Установка комплектных двухтрансформаторных подстанций напряжением 6-10/0,4 кВ проходного типа мощностью до 2х630 кВА» или «Установка комплектных трансформаторных подстанций напряжением 6-10/0,4 кВ проходного типа мощностью до 630 кВА», разработанными институтом «Сельэнергопроект». Установка КТП (общие виды) показана на рис 5…11.
5.3 При установке КТП ориентируется так, чтобы датчик фотореле автоматического управления уличным освещением (расположен над дверями отсека 0,4 кВ) в темное время суток был защищен от попадания света фар автомобилей или других источников света, которые могут вызвать ложное срабатывание фотореле.
6. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ
6.1 При подготовке КТП к работе необходимо произвести ее осмотр и убедиться в отсутствии видимых неисправностей. Следует проверить: электрические зазоры (при необходимости установить согласно требованиям ПЭУ); резьбовые соединения (при необходимости подтянуть); состояние поверхностей изоляторов (при необходимости протереть ветошью, смоченной в бензине). Перед первым пуском КТП или пуском КТП, длительное время простаивавшей, необходимо также произвести ее расконсервацию согласно п. 9.2.
Перед пуском КТП в работу в случае необходимости должны быть выполнены работы, предусмотренные для периодического обслуживания согласно раздела 8.
6.2 При подготовке КТП к работе следует:
а) установить на крышу КТП воздушные вводы ВН и выводы НН (для КТП с воздушным вводом ВН и воздушным выводом НН);
б) установить на вводы ВН выводы НН изоляторы (в комплект поставки не входят);
в) зачистить до металлического блеска две бобышки заземления (на рамке КТП со стороны дверей низковольтного отсека), подключить к ним заземляющий контур;
г) отвернуть 4 болта, убрать съемную стенку отсека силового трансформатора, установить трансформатор в корпус КТП, установить съемную стенку;
д) подсоединить к трансформатору шины 10 и 0,4 кВ;
е) соединить два корпуса двухтрансформаторной КТП шинными коробами, установить и подключить шины, закрыть дно коробов;
ж) замерить изоляционные расстояния, которые на стороне ВН должны быть не менее 130мм между проводниками разных фаз и не менее 120мм между токоведущими и заземленными частями КТП, на стороне НН расстояние между шинами не должно быть менее 12мм;
з) установить высоковольтные предохранители и подключить КТП к линии 10(6) кВ и 0,4 кВ;
и) подготовить трансформатор к выключению согласно его эксплуатационной документации;
к) установить лампу (220В) освещения отсека НН (в комплект поставки не водит);
л) закрыть все двери КТП.
7. БЛОКИРОВКИ
7.1 В конструкции КТП предусмотрены следующие механические блокировки:
а) блокировка привода главных (токоведущих) ножей высоковольтного разъединителя и вводного аппарата низковольтного отсека не позволяющая отключать разъединитель при включенной нагрузке со стороны НН;
б) блокировка главных и заземляющих ножей высоковольтного разъединителя (а также выключателя нагрузки – для КТП проходного типа) не позволяющая включить заземляющие ножи аппарата при включенных главных ножах.
7.2 Блокировка по п.п. 7.1 а, осуществляется механическими блок – замками. Блокировка по п.п. 7.1 б, осуществляется механизмами, входящими в состав данных аппаратов.
Для отключения главных ножей разъединителя Рг необходимо предварительно снять нагрузку на отходящих линиях НН, отключить вводной аппарат ВА, разъединитель отключить.
8. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
8.1 Техническое обслуживание (профилактические работы) оборудования и аппаратов КТП проводить не реже одного раза в три месяца.
8.2 При проведении профилактических осмотров особое внимание уделять состоянию дугогасительных контактов выключателей (в проходных КТП) и контактов разъединителей.
8.3 Допустимое количество отключений выключателей нагрузки без замены дугогасительных вкладышей и контактов определяется:
- степенью износа вкладышей – оставшаяся толщина стенки не менее 0,5 – 1мм;
- степенью обгорания подвижных и неподвижных дугогасительных контактов. Величина суммарного обгорания контактной пары не должна превышать 5мм.
8.4 Дугогасительные контакты опиливать напильником, зачищать мелкой наждачной юумагой, промывать бензином. Наличие смазки на дугогасительных контактах не допускается.
8.5 После коротких замыканий необходимо осмотреть разъединители, при необходимости произвести ремонт с заменой изношенных или поврежденных деталей и узлов.
8.6 Обслуживание фотореле сводится к поддержанию в прозрачном состоянии стекла фоторезистора и удалению пыли с корпуса реле.
8.7 Для нормальной работы счетчика (при отрицательной температуре окружающего воздуха) включать обогрев, выключатель которого расположен на панели учета.
8.8 Обслуживание силового трансформатора производить в соответствии с требованиями эксплуатационной документации на него.
8.9 При обслуживании КТП необходимо следовать разделу 7 настоящего руководства.
9. КОНСЕРВАЦИЯ И РАСКОНСЕРВАЦИЯ
9.1 Перед отправкой потребителю с предприятия-изготовителя все неокрашенные детали КТП подвергаются консервации в соответствии с ГОСТ 9.014, вариант защиты – В3-4.
9.2 Перед началом эксплуатации КТП необходимо расконсервировать, соблюдая следующий порядок:
- очистить подстанцию от пыли и грязи;
- снять смазку с законсервированных поверхностей;
- проверить, не ослаблен ли крепеж после транспортирования (при необходимости подтянуть);
- произвести внешний осмотр поверхностей изоляторов (наличие трещин и сколов более 1см2 не допускается);
- тщательно протереть поверхности изоляторов ветошью, смоченной в бензине.
9.3 Если КТП хранится более шести месяцев, ее необходимо переконсервировать. В качестве консервирующей смазки рекомендуется применять техничиский вазелин по ГОСТ 728.
10. УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
10.1 КТП могут транспортироваться железнодорожным или автомобильным транспортом. При этом они должны быть надежно закреплены для предохранения от смещения.
10.2 КТП транспортируются без общей упаковки. Воздушные вводы, соединительные короба (в зависимости от типа КТП), разрядники ВН, предохранители 10(6) кВ и комплект метизов уложены и укреплены внутри корпуса КТП. Техническая документация находится в шкафу панели учета.
11. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
Предприятие-изготовитель гарантирует соответсвие КТП требованиям технических условий ТУ 34-46-1308-79 при соблюдении потребителем правил эксплуатации, транспортирования и хранения.
Срок гарантии установлен 3 года со дня ввода КТП в эксплуатацию, но не более 4 лет со дня выпуска.
12. СВЕДЕНИЯ О КАЧЕСТВЕ ИЗДЕЛИЯ
Отзывы и рекомендации по качеству подстанций направлять в адрес завода изготовителя.
13. ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ И СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРИЕМКЕ
____КТП______10(6)/0,4 – УХЛ1 заводской номер__________________________
Наименование параметра |
Номер по ТУ |
Соответствие норме |
1. Измерения сопротивления изоляции: А) РУ – 10 кВ Б) РУ – 0,4 кВ В) вторичные цепи |
1000МОм 0,5МОм 1,0МОм |
Соответствует Соответствует Соответствует |
2. Испытание повышенным напряжением промышленной частоты А) РУ – 10 кВ Б) РУ – 0,4 кВ В) вторичные цепи |
42кВ 2кВ 2кВ |
Соответствует Соответствует Соответствует |
3. Проверка коммутационной аппаратуры и приводов на включение и отключение |
По 5 операций |
Соответствует |
4. Проверка действия механических блокировок |
По 5 операций |
Соответствует |
5. Проверка работоспособности приборов вторичных цепей |
Включение и отключение |
Работоспособны |
Испытания провел контролер-испытатель ____________________________________
Комплектная трансформаторная подстанция ______КТП______10(6)/0,4 – УХЛ1
Заводской номер_______________________соответствует техническим условиям
и признана годной для эксплуатации.
Дата выпуска__________
Подпись ОТК_________
Штамп ОТК
14 КОМПЛЕКТНОСТЬ
14.1. В комплект поставки КТП входит:
14.1.1 КТП с аппаратурой и приборами главных и вспомогательных цепей согласно заказу;
14.1.2 Комплект эксплуатационной документации согласно ведомости эксплуатационных документов ВЭ.
14.2. Демонтированные и упакованные элементы, аппараты и эксплуатационные документы помещаются в РУНН трансформаторной подстанции.
14.3. КТП поставляется в транспортном положении.
Установленная аппаратура по требованию заказчика:
ТИП ___ КТП _________10 (6)/0,4-У1 зав№ ___________________________
Ввод В/В |
Ввод Н/Н |
Т/Т |
Фидер 1, А |
Фидер 2, А |
Фидер 3, А |
Фидер 4, А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фидер 5, А |
Фидер 6, А |
Фидер 7, А |
Фидер 8, А |
Фидер уличного освещения |
Доп разъемы |
|
|
|
|
|